13 сентября 2011 г.

Свобода: миф или реальность?


А.И.Бахматов
Свобода: миф или реальность?
    Свобода – одно из тех слов, которые для большинства людей являются наиболее значимыми. Даже звучит оно особенно, причём во всех языках, как-то всеобъемлюще и красиво. Но это слово. Понятие и вообще смысл, вкладываемый в некоторое слово и само слово – это не одно и то же.
    Так что же такое свобода? Трактовок может быть много. Вообще понятие свободы у каждого человека своё. Всё зависит от того, как человек понимает и видит свободу со своих позиций. Для среднестатистического гражданина какого-либо развитого в той или иной степени государства свобода – это возможность самому планировать своё свободное время, самому выбирать товары и продукцию для личных нужд, самому строить свой круг общения и т.д. Для человека, находящегося в пенитенциарном учреждении, свобода – это вообще весь мир за пределами колючей проволоки. Для революционера свобода – это то, ради чего он живёт, то, что он должен нести тем, кто несвободен по каким-либо причинам (как правило, из-за тоталитарного или абсолютистского режима). Обычный человек, живущий в современном мире, видит себя свободным, он работает (учится), что-то делает, чем-то увлекается. В своих мыслях он свободен. Но свободен ли он на самом деле?
   Свобода какого-либо элемента – независимость его от других элементов, отсутствие его привязки к какой-либо системе. Как следствие, на такой элемент не распространяются какие-либо влияния. Однако весь мир – это огромная динамическая система, подчиняющаяся общим законам физики, химии и других наук. И эта система может быть рассмотрена на разных уровнях организации. Люди в мире, как и другие живые существа (а также представители неживой природы) – элементы этой системы. А значит, они не могут по определению системы быть свободными. Вся ценность системы, а также её кардинальное отличие от совокупности, в том, что элементы в ней зависят друг от друга. Какое либо изменение одного элемента всегда влечёт изменения других элементов. Человек – элемент общества, природы, Земли. И есть ряд положений и примеров, которые могут служить подтверждением мнимого характера свободы человека.  
   Выбор. Это понятие – одно из самых ярко демонстрирующих отсутствие свободы у человека. Многие люди видят свободу, как возможность совершать выбор так, как они считают нужным. Но совершают ли они свой выбор исключительно сами, или под влиянием множества факторов, которые, в результате и приводят именно к определённому выбору? На деле выбор человека, один из основных критериев его свободы, - самый сильный пример отсутствия этой самой свободы. Выбор человека никогда не бывает необоснованным. Но на выбор человека, как правило, влияет что угодно, кроме его простого желания сделать этот выбор. В конце этого процесса человек лишь выполняет действия, направленные на реализацию этого выбора. Однако даже если человек сам обосновал все причины совершить некоторый выбор, сам взвесил все аргументы и сам пришёл к нужному выводу, необходимость совершения данного выбора всегда вызвана внешними факторами, влиять на которые человек не в силах. Ниже будут приведены примеры.

  •  Человек решил приобрести какую-либо деталь одежды, например, зимнюю куртку. Даже если он это сделал, вероятнее всего, не из-за следования модным тенденциям, а из-за наступления зимы (хотя это тоже является внешним влиянием, не зависящим от человека), то будет приобретена куртка, так или иначе, соответствующая или моде, или вкусам этого человека, которые, в свою очередь, тоже формируются под влиянием внешних факторов.   
  •  Любовь некоторого молодого человека к девушке, или наоборот. Это считается большинством людей верхом проявления личной свободы. Однако на самом деле всё противоположно, и это есть пример наибольшей зависимости человека от физических, биохимических, психологических и других факторов. Различные группы учёных, представляющие авторитетные научные центры, доказали, что любовь – сложная совокупность биохимических и психологических процессов. Во-первых, у человека ещё в детстве формируется внешний облик людей, которые в будущем ему будут привлекательны. Во-вторых, при общении с другим человеком, в человеке происходят разные процессы. Если случилось уникальное сочетание привлекательности внешнего облика, а также частотного диапазона голоса и некоторых других характеристик, то в человеке запускаются сложные биохимические процессы, происходит выброс гормонов. Как следствие, возникает чувство влюблённости. При этом оно имеет свойство сохраняться. Это происходит потому, что мозг запоминает полученные характеристики объекта. Они сохраняются в подсознании.    

    Существует множество других примеров, показывающих то, что выбор есть результат проявления различных внешних факторов. Среди них есть явные примеры (выборы в органы власти, согласие или несогласие на участие в каком либо совместном мероприятии) и неявные (наиболее яркие из них указаны в двух абзацах выше).
   Независимость. Понятие, на примере которого также можно рассмотреть отсутствие свободы.

  •  Гипотетический пример. Некоторый человек поселился на одном из необитаемых островов Тихого океана (в экваториальной зоне), обустроился там и живёт натуральным хозяйством, ведя отшельнический образ жизни. Он не имеет электронных приборов, его существование не представляет интереса для кого-либо. Пусть также в рамках данного примера будет исключена возможность появления у данного человека психических расстройств под действием очень длительного пребывания в одиночестве. На первый взгляд есть все основания считать данного человека абсолютно свободным. Однако при более тщательном рассмотрении ситуации можно прийти к выводу, что на существовании данного человека сказывается влияние деятельности других людей. Действительно, под влиянием деятельности человечества меняется климат. Его изменение может внести изменение в организацию хозяйства человеком, живущим на острове. Также, несмотря на очень невысокую вероятность, рядом с этим островом может случиться разлив нефти. Может также случится стихийное бедствие, уже без участия человечества.  
  •  Независимость государства. Ещё один яркий пример. Любое государство считается свободным, пока оно независимо. Однако это лишь формальное определение. На деле же государство зависит от множества факторов: экономического взаимодействия с другими государствами, от членства в международных организациях, от отношения с другими государствами. И всё это делает государство (по крайней мере, его нормальное существование) зависимым от приведённых выше факторов. Если государство потеряет какого-либо экономического партнёра или к нему будут применены санкции согласно постановлению ООН, то положение этого государства сильно ухудшится, будут потеряны источники дохода.  

   Вообще примеры зависимости различных элементов можно наблюдать на разных уровнях организации: от атомно-молекулярного (взаимодействие атомов, молекул и их составляющих: элементарных частиц) до вселенского (взаимодействие планет, звёзд и даже галактик между собой). Человек и его зависимость от различных обстоятельств – пример на уровне общественно-социальной организации.
 Свобода есть лишь в понимании и представлении людей. Человеку намного легче думать, что он свободен, чем осознать относительный характер этой свободы (а точнее – её мнимый характер). Для многих людей очень трудно и даже болезненно осознать, что они – элементы подсистем, составляющих общую систему – мир. Даже максимально талантливые, способные и трудолюбивые люди могут в лучшем случае лишь что-то кардинально менять в этой системе, однако выйти из неё они не могут.
   Часто бывает, что действие одного человека или группы людей влечёт изменение в жизнях миллионов людей. И в этом тоже заключается несвобода этих миллионов людей. Самым ярким примером этого является решение ректора Венской художественной академии не принимать Адольфа Гитлера в академию. Тогда ректор посоветовал ему заняться архитектурой или ещё чем-нибудь другим. И Гитлер занялся политикой. А потом, уже спустя 32 года, началась Вторая Мировая война…  
   Вывод. Свобода, к сожалению, это всё-таки миф. Красивый миф, который есть в мыслях каждого человека, потому как не всегда готовы принять правду: свободы нет. Есть лишь слово свобода и её относительное понятие. Поэтому в данном случае применима весьма известная фраза: «Только утратив всё до конца, мы обретаем свободу». Но утратить всё можно только со смертью…
P.S.
Всё представленное выше является исключительно личным взглядом на жизнь и не претендует на абсолютною достоверность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий